Опубликовано: 03.12.23 05:50

Концептуализация информатизации, цифровизации, сети Интернет – ключевой аспект развития современной юриспруденции

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности осуществления процессов информатизации и цифровизации законодательства Российской Федерации и их влияние на развитие информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, юриспруденция, общества, индивид, гражданин, сущность.

 

Одна из ключевых тенденций общественного и государственного развития общественных отношений – тенденция активной цифровизации. Появление информационно-телекоммуникационной сети Интернет создало новую сферу общественных отношений. Использование компьютерных технологий в совокупности с информационными позволяет существенно улучшить жизнь отдельного индивида и социума в целом.

Согласно Приказу Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» под цифровизацией (цифровое развитие) понимается - процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий.

Несмотря на тесную взаимосвязь процесса цифровизации и информатизации, данные понятия не являются тождественными. Цифровизация предоставляет научно-технический инструментарий необходимый для осуществления информационной деятельности, направленной на трансформацию традиционных материальных объектов в объекты цифровые и в дальнейшем информационные. Информатизация в свою очередь представляет собой процесс выработки, накопления и применения массивов данных и информации в общественной жизни каждого человека и её дальнейшее применение в личных или коммерческих целях.

Несмотря на активное «превращение традиционных государств, в государства цифровые», путем организации правовых средств регулирования и определения национальных сетевых пространств, в современном законодательстве не затрагиваются вопросы о природе информационно-цифровой среды, о процессах в ней протекающих.

Одними из основополагающих актов государственной власти в области нормотворчества, связанных с процессом информатизации и цифровизации, являются Указы Президента Российской Федерации «О стратегии информационного общества в Российской Федерации», последний из которых Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (далее – Стратегии).

Стратегия государственного развития Российской Федерации в эпоху информатизации и цифровизации закрепляет основополагающие направления социального, экономического и политического развития общества:

1. развитие человеческого потенциала;

2. обеспечение безопасности граждан и государства;

3. формирование цифровой экономики;

4. формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан;

5. и многие другие.

Как правильно отмечается в Стратегии: «информационные и телекоммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики». Правовое обеспечение процесса цифровизации является неотъемлемым процессом в системе перехода индустриального общества на стадию информационного, в связи с тем, что именно право, как регулятор общественных отношений направленно на защиту законных интересов граждан и обеспечивает максимально возможное правовое равенство участников.

Развитие нормативно-правовых актов в этом направлении несомненно укрепляет правовые механизмы регулирования общественных отношений. Применение тех или иных технических и информационных технологий приобретает легальный характер, так как они в свою очередь получают правовую регламентацию в законодательстве Российской Федерации.

Однако, несмотря на существенные изменения нормативно-правовых актов в связи с информатизацией и цифровизацией, в них чаще всего разрешается конкретно определённый круг вопросов. Например, Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» вводит правовые институты цифровых прав, системы смарт-контрактов. Не рассматриваются в рамках законодательства вопросы определения общей концепции информатизации и цифровизации не только права, но и общества, не рассматриваются особенности и характерные признаки новой сферы общественных отношений – цифровой.

Справедливо отмечают Зенин С.С., Япрынцев И.М., Кутейников Д.Л., Ижаев О.А. в своей работе [5, с. 4-9], что первостепенно требуется выработка концепции цифровизации законодательного процесса, которая бы обеспечила нормативную базу, необходимую для внедрения современных технологий и иные сферы деятельности.

Центральным местом правового анализа специфики применения результатов научно-технического прогресса являются информационные технологии. Именно последние стали ключевым изменением общественной жизни, оказали влияние на развитие новой информационно-цифровой сферы общественных отношений – информационно – телекоммуникационной сети Интернет.

Правовой анализ принципов функционирования сети Интернет, в том числе его особенностей, которые непосредственно влияют на существующие в цифровом пространстве общественные отношения, является ключевой задачей не только для законотворческого процесса, но и доктрины, как инструмента поиска и изучения перспективных направлений правового развития.

Отсутствие концепции, отражающей особенности цифровизации и информатизации как единого систематизированного процесса изменения общества и государства, является одной из причин, по которой современное законодательство в области регулирования сети Интернет носит разрозненный и хаотичный характер. Об отсутствии системности в подходе законодательного регулирования отмечают в том числе: Анисимова А.С. [1], Бутин А.А. [2]. Заместитель главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минкомсвязь) Алексей Волин также указывает: ««чрезмерное» и «хаотичное» регулирование интернета со стороны государства тормозит развитие цифровой экономики» [4]. Принимаемые нормативные акты не создают ясной правовой картины о новых явлениях в цифровой сфере, например: Идрисов Х.В. указывает, что в доктрине гражданского права и гражданском законодательстве отсутствует единообразное понимание природы электронного договора [6, с. 107–113]. Грачева Ю. В. отмечает необходимость выработки единообразного понятийного аппарата электронной коммерции [3, с. 145-159], Серго А.Г рассмотрен вопрос отсутствия в судебной практики точного определения лиц, которые относятся к информационным посредникам [7, с. 23–26].

Концептуализация информационно-телекоммуникационной сети - правовая необходимость для должного понимания всех процессов, протекающих в Интернете. Виртуальные общественные отношения – есть явление современности, отсутствие должных правовых инструментов может привести к ослаблению государства в целом.

При определении ключевых признаков появления и существования общественных отношений в сети Интернет учитываются и существующие технические особенности взаимодействия субъектов в виртуальном пространстве. Законотворческий и правоприменительный процесс в Российской Федерации должен происходить с учетом следующих характерных особенностей всемирной паутины:

1. Юридические конструкции, общественные отношения материального мира формируются, существуют с учетом особенностей влияния на них окружающего мира (влияние коронавирусной инфекции, наводнения, землетрясения на исполнение обязательств; правоотношения в области сельского хозяйства; отношения в области государственной регистрации недвижимости, межевание земельных участков и другие). Окружающая среда в информационно-цифровом пространстве в своем объективном проявлении отсутствует. Более того, информационно-цифровое пространство создаётся, развивается, изменяется исключительно за счёт вклада участников.

2. Основными способами появления информации в информационно-телекоммуникационную сети являются: а) изменение материальной формы данных об объектах, процессах, явлениях материального мира на цифровую (внесение данных в информационную сеть) б) переработка ранее существующей в цифровом пространстве информации в) создание цифровых объектов, не имеющих материальное выражение (виртуальное имущество, учетные записи, криптовалюты).

3. Цифровое пространство существует опосредованно, без привязки к определённому территориальному местоположению. Отсутствуют объективно установленные, воспринимаемые территориальные границы. В связи с чем, например, применение норм о месте заключения договора, ст. 444 ГК РФ невозможно.

Не применяется территориальный признак государства для определения юрисдикции.

4. Цифровое пространство требует нового, специализированного законодательства. Традиционные нормативно-правовые акты формировались с учётом общественных отношений в материальном мире, а не цифровом. Применение традиционных норм, сформированных в реальном пространстве, не обеспечивает правовую защиту некоторым объектам цифровых отношений (виртуальное имущество, криптовалюта, NFT-токены, информация и данные, не получившие материального выражения, доменные имена).

5. Формируется новый понятийный аппарат, применяемый для характеристики формирующихся виртуальных отношений.

6. И другие особенности технического характера.

Указанный перечень свойств функционирования и развития цифрового пространства, как самостоятельного и опосредованного от материального мира, со временем, в результате научно-технического прогресса лишь продолжит расширяться. Виртуальный мир продолжит формировать собственную среду, отличную от материального мира, формирующую уникальные правовые требования и принципы осуществления общественных отношений.

Исходя из вышеизложенного, будущие изменения законодательства Российской Федерации трудно представить без определения концепции цифрового и информационного развития общества и государства. Правовое понимание особенности осуществления процессов в цифровом пространстве необходимо для их должного регулирования. Для правоприменения, нормотворчества и развития правовой доктрины требуется определения основных принципов осуществления цифровизации и информатизации современного российского общества.

Список литературы

  1. Анисимова А.С. Современное общество и Интернет: проблемы правового регулирования // Юридическая наука. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-obschestvo-i-internet-problemy-pravovogo-regulirovaniya
  2. Бутин А.А. Правовые основы ограничения распространения информации в сети «интернет». // Юридические науки. №16. URL: http://novaum.ru/public/p1053
  3. Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Маликов С.В., Чучаев А.И. Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий: проблемы и предложения // Lex russica. 2020. N 1. С. 145 - 159.
  4. Замглавы Минкомсвязи: государство регулирует Рунет «чрезмерно» и «хаотично». URL: https://www.cnews.ru/news/top/2018-04-18_minkomsvyazi_chrezmernoe_i_haotichnoe_regulirovanie 
  5. Зенин С.С., Япрынцев И.М., Кутейников Д.Л., Ижаев О.А. Понятие и принципы цифровизации законодательного процесса: теоретико-правовая трансформация // Российская юстиция. 2019. N 8.
  6. Идрисов Х.В. Электронная форма договора: доктрина и правовое регулирование // Российский юридический журнал. 2020. N 3. С. 107 - 113.
  7. Серго А.Г. Администратор домена как информационный посредник в спорах о защите интеллектуальных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2019. № 11. С. 23 - 26.