Актуальность. В последнее время на уровне международного права и законодательства отдельных государств ведется активный поиск новых подходов к защите прав и свобод пользователя в информационных сетях, являющийся уязвимым участником рынка информационного оборота. В российской цивилистической доктрине недостаточно разработан вопрос организации правовой защиты пользователя, чьи данные, в том числе персональные, обрабатываются коммерческими организациями, с целью дальнейшего извлечения прибыли. Отсутствие современных концептуальных подходов не позволяет качественно изменить действующее законодательство и гармонизировать объем прав всех участников коммерческого оборота информации.
Целью работы является изучение коммерческого оборота информации в информационных сетях, его экономическую ценность и методов правового контроля информационной обработки.
Задачи: проанализировать особенности и различия информационных и телекоммуникационных технологий; оценить экономическую целесообразность информационного оборота; сформировать предложения по изменению действующего законодательства в сфере правового регулирования информационных рынков.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались общенаучные методы исследования и методы, присущие современной частноправовой науке. Речь идёт об использовании методов анализа и синтеза информации, интерпретации данных. Произведён анализ действующего законодательства в области коммерческого оборота информации.
Результаты. Определены правовые различия между информационными и телекоммуникационными технологиями, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Определена экономическая значимость оборота информации на информационных рынках. Обозначена правовая проблема информационно пространственной конвертации и её правового контроля.
Выводы. Проведенное исследование дает основание для однозначного вывода об отсутствии необходимых правовых механизмов контроля оборота информации и недостаточной защиты прав обладателей обрабатываемой информации. О необходимости осуществления правовой модернизации института «локализации данных».
Ключевые слова: информация, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, интернет, локализация данных.
Введение.
Научно-технические разработки, создаваемые специализированными компаниями (Information Technology – IT компаниями) применяются для существенного улучшения качества человеческой жизнедеятельности: 1) ускорение различных процессов 2) сокращение временных затрат 3) организация повсеместных систем связи 4) распространение технологий сканирования и звукозаписи для фиксации необходимой информации. Право, как один из центральных элементов регулирования общественных отношений первостепенно сталкивается с влиянием научно-технического прогресса, так как именно данная система норм и правил регулирования общественных отношений формирует в дальнейшем парадигму должного общественного поведения. Именно праву приходится разрешать сформировавшиеся социальные конфликты, предугадывать и отвечать на формирующиеся проблемы, предоставлять юридически обоснованные решения проблем цифровизации общества.
Современная IT сфера достаточно разнообразна и неоднородна и включает в себя разработку технических, программных решений или программно-аппаратных комплексов. Общие правовые вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности, систем правовых ограничений сбора персональных данных начали активно разрабатываться в последнее время, однако недостаточное представление специфики регулируемой сферы приводит к серьезным ошибкам или упущениям. Законодательные механизмы государственных систем не могут своевременно реагировать на возникающие правовые вызовы, стремительно формируемые IT сферой.
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий подразумевает создания физической аппаратуры, непосредственно связанной с обработкой, передачей и хранением информации, созданием программных решений, протоколов, систем шифрования для функционирования аппаратной части и их дальнейшей взаимоинтеграция, что приводит к появлению программно-аппаратных комплексов.
Методология.
В настоящей статье использовались общенаучные методы исследования анализа и синтеза. Проанализированы результаты, размещенные в научных статьях исследователей постиндустриальной эпохи развития общества, а именно вопросов определения понятия информационного общества, распространение явления сбора больших данных. Использован метод правового анализа в целях оценки уровня законодательства в области защиты прав и интересов субъектов рынка информационного оборота.
Результаты их обсуждения.
Понятие информационной технологии закреплено в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ «Об информации). В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации» под информационной технологией понимают - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Как можно заметить само правовое определение включает в себя описание двух видов технологических элементов:
1) информационных технологий (способы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления).
2) телекоммуникационных технологий (распространение информации, способы осуществления процессов и методов, предусмотренных информационными технологиями).
Для надлежащего правового анализа частных правоотношений в информационных сетях, правовое определение информационной технологии необходимо рассматривать в дифференцированном виде, так как, несмотря, на взаимосвязанный характер двух технологических систем, они имеют разное целевое и функциональное назначение. Информационные технологии – это материальные и (или) программные методы и способы получения, распространения, обработки и хранения информации в информационных сетях, а телекоммуникационные технологии – это материальные и (или) программные методы и способы транспортировки информации между различными участниками сети.
К информационным технологиям можно отнести: книгопечатание, печатная машинка, программные и алгоритмические продукты, направленные на взаимодействие и работу с информацией, прикладное программное обеспечение (Microsoft Office, Adobe Photoshop, DaVinci Resolve, Audacity, Gimp и многие другие), веб технологии, мультимедийные технологии.
К телекоммуникационным технологиям можно отнести: (протоколы передачи данных в глобальной сети Интернет TCP/IP, системы теле и радиовещания, DSL, системы сотовой и беспроводной связи, программные протоколы передачи информации, программные средства организации информационных сетей).
Развитие информационных технологий формирует в общественной сфере такое явление, как «информационно пространственная конвертация». Под информационно пространственной конвертацией стоит рассматривать – отражение объектов, процессов традиционного (материального) пространства в виде информации и данных, описанных языками информационных систем, числовыми/символьными представлениями или иным машиночитаемым способом, с целью дальнейшего практического использования полученной информации. Например, сбор, обработка, накопление и систематизация Big Data об определённом человеке – есть способ информационно пространственной конвертации человеческой жизнедеятельности. В дальнейшем полученная информация и данные используются в различных целях:
1) предложение товаров или услуг, исходя из финансового состояния человека.
2) реклама товаров или услуг необходимых гражданину в краткосрочной перспективе.
3) составление психологического портрета личности.
4) И иные цели.
Всё это происходит в период постоянного взаимодействия человека с различными информационными, а в дальнейшем и телекоммуникационными технологиями.
Распространение явления информационно пространственной конвертации приводит к серьёзнейшему увеличению объема получаемой информации лицами, являющимися разработчиками информационных технологий, собирающих, обрабатывающих и хранящих информацию о человеческой жизнедеятельности и окружающем мире. Коммерческий интерес использования получаемых данных побуждает правообладателей финансировать модернизацию и разработку информационных технологий, для дальнейшего вовлечения всё большего количества объектов информационно пространственной конвертации. Ежедневно граждане любого государства являются активными пользователями операционных систем (Apple macOS, Microsoft Windows, Linux, Android); прикладного программного обеспечения для работы с информацией (интернет-браузеры, Microsoft Office, Audacity, проигрыватели медиа), социальные сети; мессенджеры.
Современная система общественных отношений, связанных с поиском, сбором, хранением, обработкой, предоставлением и распространением информации активно коммерциализируется. Использование информации и данных, их экономическая эксплуатация, свидетельствует о переходе Российской Федерации на этап постиндустриального общества (информационного общества). Под информационным обществом чаще всего понимают - новую историческую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Само определение и признаки информационного общества были сформированы за долго до формирования технических инструментов цифровизации общественной жизни, такими авторами как: профессор Гарвардского университета Д. Белл [3], Ракитов А.И. [13], профессор У. Мартин [11]. Правовое определение информационного общества фигурирует в Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»[1].
IT компании интегрируют технические и программные механизмы сбора информации с целью её дальнейшей реализации как товара. Объем рынка Big Data в России на 2018 год достиг отметки в 1.7 млрд долларов[2]. Соединённые Штаты Америки, как страна, контролирующая крупнейшие IT компании в области рынка больших данных, демонстрирует внушительные показатели: по результатам 2019 года объем выручки больших данных составил 100 млрд. долларов[3].
Как справедливо отмечает Мамедова Г.Х.: «рыночную власть лучше измерять долей контроля над данными, а не долей продаж или иными привычными методами» [10]. Современное состояние развития информационных технологий свидетельствует о том, что использование больших данных, их коммерческий оборот, существенно упрощает конкурентную борьбу своим обладателям [18].
Именно оценка экономической значимости больших данных даёт достаточное представление о степени коммерциализации рынков информационного оборота. Все получаемые сведения с помощью информационных технологий в дальнейшем формируют так называемый массив больших данных, которыми оперируют коммерческие компании. Как справедливо отмечают некоторые эксперты, информация является стратегическим ресурсом и обладает такой же ценностью, как материальные объекты, ценность информации может быть сравнима с сырьевыми ресурсами [19].
Информационно пространственная конвертация, благодаря применению новых информационных технологий стимулирует увеличение объемов собираемых данных. Катастрофическая ситуация правового регулирования формирующихся массивов информации активно рассматривается в рамках частно правовой доктрины, такими специалистами и IT-юристами, как: Рожкова М. [14], Сергеев А.П., Терещенко Т.А. [16], Кириллова Е.А. [9], Шубина В.И. [20], Карлаш Д.С. [8] и многие другие.
Появление больших данных является закономерным процессом развития технических систем по обработке информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях. Создание нормативных механизмов регулирования необходимо проводить с учётом сложившихся правоотношений, применяющие указанную технологию.
Большие данные могут выступать в качестве эффективного механизма накопления информации и её дальнейшей обработки, применения в различных сферах жизнедеятельности человека. Так, в результате анализа указанных массивов можно получать сведения о законодательном процессе [2], моделировать результаты введения новых нормативно-правовых актов и оценивать уровень их влияния на возникающие правоотношения [3]. Безусловно, применение и использование возможностей Big Data непосредственно зависит от технических и профессиональных навыков специалиста, который может самостоятельно выполнять обработку выходных данных или организовывать автоматизированные системы для выполнения указанных процедур, с целью выявления её реальной ценности применения в своей профессиональной деятельности. Правильная систематизация и анализ данных – ключевые компетенции, необходимые для надлежащего применения больших данных. Приобретение новых навыков работы с различными массивами информации и применение полученных знаний на практике может повлиять на качество предоставляемых услуг и выполняемых работ. Многочисленные работы в сфере аудита, Урусов А.Т. [17], Казакова Н.А., Мельник М.В., Дудурова Е.В. [5] свидетельствуют о наличии новых серьезных изменений профессиональной деятельности: 1) повышение эффективности, в результате применения информационных технологий в аудиторской деятельности [6] 2) влияние информационных технологий на развитие систем аудита [7]. Внедрение новых технологий повлияло и на криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности [4].
Несмотря на наличие очевидных преимуществ применения больших данных в коммерции, обработка и хранение огромных массивов информации в свою очередь порождает постоянные нарушения прав и законных интересов третьих лиц, чья информация непосредственно обрабатывается. Применение технологий сбора и обработки из информационно-телекоммуникационных сетей или посредством информационно пространственной конвертации затрагивает персональные данные, коммерческую, банковскую тайну, нарушает право на конфиденциальность. Предоставить абсолютную техническую или правовую гарантию защиты персональных данных в информационных системах на данный момент технологического развития общества попросту невозможно. Об этом свидетельствуют многочисленные научные труды в области соприкосновения больших и персональных данных: Савельева А.И. [15], Кириллова Е.А. [9], Петухова С.В. [12], Шайдулина В.К. [19].
Для обеспечения правовой защиты пользователей от многочисленной информационной обработки государства затрачивают многочисленные ресурсы на создание правовых средств контроля технических процессов извлечения данных из информационных сетей, а также технологических средств ограничения передачи указанной информации за пределы территориальных границ, где физический контроль за её оборотом не представляется возможным.
Наиболее активно разрабатывается правовая защита персональных данных. На территории Европейского Союза принят и действует «Общий регламент по защите данных» (General Data Protection Regulation, GDPR), в Российской Федерации ФЗ «О персональных данных». Указанные нормативно правовые акты активно развиваются и дополняются новыми положениями, однако, стоит понимать, что современный уровень правового регулирования оборота информации предоставляет лишь средства ограничения и предупреждения последствий нарушений. Для их полного контроля или полного устранения необходимо разрабатывать системы технического контроля за оборотом информации, что в свою очередь, как отмечалось выше, на сегодняшний момент времени не представляется возможным.
Более того, говоря о многочисленных операциях по обработке информации в информационно-телекоммуникационных сетях необходимо уделять больше внимания правовым средствам предупреждения будущих нарушений посредством разработки правовых норм, обеспечивающих безопасность для всей информации пользователя в целом, а не только концентрируясь на персональных данных. Современная информационная деятельность в социальных сетях, интернет-платформах или порталах, может представлять не только информационный, но и коммерческий интерес, однако данные, которые пользователь использует для осуществления соответствующей деятельностью не будут обладать признаками только персональных данных.
Информационно-телекоммуникационные технологии, как явление развития науки и техники XX-XXI века присутствуют в жизни каждого человека, интегрируются через различные программные и аппаратные продукты (смартфоны, планшеты, компьютеры, смарт-часы, системы видео/аудио связи, социальная сеть Вконтакте, Facebook, Instagram), автомобили.
Информационно пространственная конвертация окружающего мира привносит существенные упрощения и улучшения человеческой жизни, однако и создает серьезные проблемы и риски злоупотребления в процессе взаимодействия операторов информационных систем с получаемой информацией и данными[4]. Исходя из вышеуказанной экономической статистики, можно констатировать наметившуюся тенденцию постоянного роста объема обрабатываемой информации, операторы информационных систем продолжают извлекать информацию об окружающем мире и жизнедеятельности человека, с целью её дальнейшей коммерциализации. Гражданину, в процессе использования информационных технологий, даже при условии взаимодействия с оператором в рамках действующего законодательства, не гарантируется абсолютная информационная безопасность. Попытки создания правовых механизмов регулирования, в виде необходимости получения разрешения на обработку информации, также не приводят к эффективному результату по защите личной информации пользователя. Более того, реализация государственных информационно-телекоммуникационных систем для граждан Российской Федерации государственными органами, так же, как и частными лицами, нередко приводит к существенным нарушениям законодательства и законных прав и интересов граждан. Например, в результате исследования приложения «Проверка чеков», разработанного Федеральной налоговой службой Российской Федерации (далее – ФНС), было установлено, что[5]:
1) ФНС не проконтролировало процесс обеспечения информационной безопасности исходных кодов программных решений, использованные не только в приложении «Проверка чеков», но и в других информационных сервисах сайтов – исходные коды находятся в публичном доступе;
2) Наличие возможных нарушений в области обработки персональных данных, так как разработчик приложения напрямую взаимодействует с диагностической информацией о деятельности приложения, о чем нигде не указано;
3) Создаётся возможность утечки персональных данных в случае, если третье лицо имеет реальный доступ к информации пользователей.
11 апреля 2020 г. Указом Мэра Москвы на территории города Москвы была введена система цифровых пропусков, обязательная для свободного перемещения граждан в условиях самоизоляции. Данные, предоставляемые пользователями для получения цифровых пропусков, передаются и обрабатываются согласно ФЗ «О персональных данных». Персональные данные, полученные оператором, могут быть переданы для обработки третьим лицам. Это положение было зафиксировано в согласии об обработке персональных данных при регистрации на портале http://i.moscow/covid для получения цифрового пропуска[6], а именно: «ФИО, адреса, место работы, должность, гражданство, телефон, электронную почту и пр. могут быть свободно переданы третьим лицам. В течение 10 лет эти данные уже могут использоваться для отправки рекламных материалов от московской мэрии и от третьих лиц». Однако отсутствует конкретизация, для чего и с какой целью в рамках временной системы цифровых пропусков была предусмотрена правовая необходимость передачи персональных данных пользователя третьим лицам, с учетом того, что согласно ч. 5 ст. 21 ФЗ «О персональных данных» персональные данные должны быть уничтожены через 30 дней, если более не используются для установленных целей обработки.
Как можно заметить, проблема обеспечения информационно-телекоммуникационной безопасности данных гражданина не зависит от того, кто является оператором обработки, хранения информации (государство, частные лица). Несанкционированный доступ к данным пользователя происходит в результате различных допущений со стороны операторов:
1) недостаточная кибербезопасность.
2) внутренняя утечка данных.
3) отсутствие правовых механизмов контроля информационной деятельности.
Коммерциализация информационного оборота и постоянное увеличение обрабатываемых объемов данных создают серьезную экономическую, политическую и социальную угрозу для национальных интересов государства, а также самих граждан.
Для разрешения указанной проблемы требуется доработка существующего законодательства в области обеспечения информационной безопасности, создания правовых пределов по сбору, обработке и оборота данных на информационных рынках.
Одним из средств контроля за информационным оборотом, косвенно предусмотренный законодательством Российской Федерации может выступить правовой механизм «локализации данных». В нормативно-правовых актах на сегодняшний момент отсутствует легальное определение процесса «локализации данных», однако достаточно точно описываются технические особенности его выполнения:
1) П. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» при сборе персональных данных, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
2) Ст. 10.1 ФЗ «Об информации» обязывает организатора распространения информации, хранить данные на территории Российской Федерации.
Исходя из предусмотренных положений законодательства, под локализацией данных можно понимать – процесс обязательного размещения различных видов информации на территории Российской Федерации, с целью их записи, систематизации, накопления, хранения и уточнения с использованием баз данных.
Существующие положения нормативно-правовых актов предусматривают обязанность локализации данных по территориальному признаку. В свою очередь, нахождение баз данных на территории Российской Федерации, не является абсолютной гарантией защиты конфиденциальности, тайны переписки и личной жизни пользователей российского сегмента информационной сети. Многочисленные «утечки» баз данных юридических лиц на территории Российской Федерации (Билайн 2021 год[7], Дом РФ 2021 год[8], Сбербанк 2019[9] и многие другие) свидетельствуют о том, что механизм требует модернизации и дальнейшего правового развития. Также стоит отметить, что собираемые данные, полученные для дальнейшего хранения и обработки оператором, имеют серьёзную экономическую ценность для участников информационного рынка. Согласно исследованию компании, «Ростелеком» 36% участников опроса оценили потенциальную экономию средств в результате предотвращенных утечек информации в более чем 10 млн руб., а самый крупный ущерб составил 100 млн. руб.[10]
Помимо финансового ущерба, который понесли операторы данных в результате неправомерных утечек, стоит помнить и о многочисленных информационных, репутационных, конфиденциальных потерях пользователей, чьи данные попадают в публичное пространство информационной сети.
Правовой механизм локализации данных должен предусматривать механизмы технико-правовой защиты информации и самим пользователем, в связи с чем, наличие в законодательстве Российской Федерации определения локализации исключительно в рамках размещения операторами баз данных на территории Российской Федерации представляется недостаточным. Необходимо предусмотреть правовую обязанность операторов информационных систем не только размещать обрабатываемую информацию на территории Российской Федерации (общая локализация), но и предоставить пользователю возможность применения информационных технологий, позволяющих размещать собственную информацию в своих информационных и вычислительных системах (персональная локализация). Необходимо предоставить правовую и технологическую свободу выбора пользователем информационных технологий сетевого хранения информации (за пределами устройства пользователя) или локального хранения (хранения на собственных вычислительных системах пользователя).
С целью уменьшения возможного ущерба от нарушений правил обработки информации, в том числе персональных данных в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требуется закрепление легального определения «локализация данных» - процесса обязательного размещения различных видов информации на территории Российской Федерации, с целью их записи, систематизации, накопления, хранения и уточнения с использованием баз данных (общая локализация данных), а также предоставление пользователю выбора информационных технологий хранения и обработки информации в собственных информационных системах (персональная локализация).
Современные участники рынка телекоммуникаций предоставляют различные технические решения организации телекоммуникационных систем самих пользователей. В свою очередь, крупные производители информационных технологий не всегда предоставляют пользователю свободу выбора информационных технологий.
Например: компании Google и Apple в рамках собственных операционных систем занимаются обработкой, хранением списка контактов пользователя, личных сообщений, заметок, отметок в календаре, геолокации и схемы передвижения гражданина. Данные действий выполняются только в рамках технических и программных средств, предоставляемых вышеуказанными компаниями. В свою же очередь, правовая гарантия персональной локализации данных, предполагает наличие выбора конечного места хранения обрабатываемой информации пользователем. При выборе места хранения информации пользователю должны предоставляться варианты не только конкурентных компаний, а самое главное, возможность переадресовать обработку информации на аналогичные собственные системы. В таком случае, пользователь лишь пользуется информационно-телекоммуникационной технологией, которая позволяет проводить обработку и хранение информации и данных посредством своих собственных технических ресурсов. Это в свою очередь:
1) увеличивает степень информационной защищенности пользователя;
2) является дополнительной сложностью для перехвата информации, передаваемой на личный компьютер или в личную телекоммуникацию сеть, компанией производителем программного обеспечения и создает дополнительные трудности для осуществления различных манипуляций с данной информацией;
3) информация хранится в рамках личных технических систем пользователя и степень её защищенности зависит исключительно от его воли, а не от воли компании оператора;
4) происходит упрощение процедуры мониторинга за происшествиями в результате несанкционированного доступа к информации пользователя, так как к данным, принудительно размещенным на личных системах хранения и обработки, отсутствует правовой доступ со стороны владельца информационной технологии;
4) возможность децентрализованного хранения информации самими пользователями существенно минимизирует риски информационных утечек. Единая база данных компаний с информацией пользователей в случае утечки создает серьёзную угрозу для всех пострадавших лиц, чьи данные окажутся в руках злоумышленников.
5) сокращение финансовых затрат компании правообладателя программного решения, за счёт оптимизации и уменьшения занимаемой технической инфраструктуры.
Степень информационной незащищенности пользователя с каждым днём активно увеличивается, в связи с постоянным появлением новых информационно-телекоммуникационных технологий: очки дополнительной реальности, которые взаимодействуют с окружающей средой непосредственно через съемку пользователем окружающих объектов; умные колонки, прослушивающие окружение пользователя и другие. Механизм персональной локализации данных поможет бороться со злоупотреблениями IT-компаний, связанных с пользовательскими данными, которые гражданин безальтернативно направляет компании обработчику:
1) облачные хранилища;
2) электронная почта;
3) системы синхронизаций операционных систем Android, iOS, Microsoft Windows, Apple macOS;
4) встроенные системы синхронизации данных в программные продукты, не имеющие в качестве альтернативы возможности конфигурации пользователем личной системы хранения;
5) и другие.
Вопрос правового оборота информации в рамках определённой информационной технологии на сегодняшний момент, чаще всего регулируется положениями Части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно нормами лицензионных договоров между пользователем и правообладателем на программное решение. В свою очередь, все основные компании производители программного обеспечения декларируют в лицензионных договорах положения о том, что продукт предоставляется как есть, пользователь применяет те средства и методы взаимодействия с информацией, которые прямо предусмотрел правообладатель. В связи с этим, возникает императивное определение места хранения личных данных пользователя, что не может входить в область правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, а больше относится к вопросам административного регулирования гражданских правоотношений на рынке информационного оборота.
Выводы
В настоящее время наблюдается четкая тенденция увлечения количества информационных технологий, направленных на расширение влияния информационно пространственной конвертации. Увеличивающийся объем получаемой информации правообладателями информационных технологий становится не только информационной целью, но и приобретает явно коммерческую направленность по извлечению экономической выгоды из приобретаемых данных. В связи с широкой распространённостью в наше время информационных сетей, их трансграничный характер, контролировать информационный оборот с помощью технических систем не всегда представляется возможным, если к указанной информации отсутствует непосредственный доступ у органов государственной власти и пользователей информационных систем. Разработанный правовой механизм локализации информации на территории Российской Федерации, предусмотренный в текущем виде в законодательстве Российской Федерации, может стать одним из инструментов контроля за соблюдением прав и законных интересов всех участников информационного рынка, однако для его эффективной работы потребуются дополнительные правовые изменения, предоставляющие возможность размещать информацию, связанную с деятельностью лица, в собственных системах хранения, без обязательного размещения на оборудовании правообладателя информационной технологии. В таком случае, пользователям, органам государственной власти предоставится правовая возможность контроля за несанкционированным доступом к информации, к которой оператор информационной технологии получить без разрешения владельца не мог.
Список литературы
- Byers A. Big Data, Big Economic Impact // I/S: A Journal of Law and Policy for the Information Society. 2015. Vol. 10. №. 3. Pp. 757-
- Law and Legal Science in the Age of Big Data // Human Rights and EU Conditionality in the Western Balkans. 2017. Vol. 3. №. 2. P. 77.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ.: ред. и вступ. ст. В.Л. Иноземцев. М.: Academia, 1999. 956 с.
- Гаврилин Ю.В. Технологии обработки больших объемов данных в решении задач криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности // Российский следователь. 2019. №7. С. 3-8.
- Казакова Н.А., Мельник М.В., Дудорова Е.В. Перспективы внедрения аналитики больших данных в аудиторскую профессию // Аудитор. 2021. №3. С. 40 - 47.
- Казакова Н.А., Бровкина Н.Д. Информационные технологии в аудиторской деятельности // Аудитор. 2020. № 4. С. 24-29.
- Казакова Н.А., Бровкина Н.Д. Оценка компетенций и профессиональных навыков аудитора в цифровой среде: наиболее значимые аспекты использования информационных технологий в аудите // Аудитор. 2020. № 8. С. 20-24.
- Карлаш Д.С. Права в области использования больших пользовательских данных // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2020. №1. С. 46-48.
- Кириллова Е.А. Правовой статус и принципы использования технологии больших данных (Big Data) // Российская юстиция. 2021. № 2. С. 68-69.
- Мамедова Г.Х. кызы. Антимонопольное правовое регулирование использования "больших данных" и ценовых алгоритмов в сфере цифровой экономики // Предпринимательское право. 2020. № 2. С. 43-48.
- Мартин У.Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; редкол.: В.А. Виноградов (гл. ред.) и др. М., 1990. № С. 115-123.
- Петухов С.В., Амбарцумов Р.А., Лавелина В.С. Актуальные вопросы применения Big dаta: правовой аспект // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 93-96.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
- Рожкова М.А. Что такое большие данные (big data), чем они отличаются от обычных данных и в чем состоит проблема правового регулирования big data // Закон.ру. 2019. 22 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2019/4/22/chto_takoe_bolshie_dannye_big_data_chem_oni_otlichayu
- Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху "Больших данных" (Big Data) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. 43-46.
- Сергеев А.П., Терещенко Т.А. Большие данные: в поисках места в системе гражданского права // Закон. 2018. № 11. С. 106-123.
- Урусов А.Т. Особенности интеграции аналитики больших данных в аудиторские процедуры // StudNet. 2020. № 5. С. 20-26.
- Цариковский А.Ю., Иванов А.Ю., Войниканис Е.А. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции. М.: ВШЭ, 2018. С. 39-40.
- Шайдулина В.К. Большие данные и защита персональных данных: основные проблемы теории и практики правового регулирования // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 1 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-dannye-i-zaschita-personalnyh-dannyh-osnovnye-problemy-teorii-i-praktiki-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 02.01.2021)
- Шубина В.И., Кузнецова Е.Л. Big dаta: граница инноваций, развития и конкуренции // Концепт. 2017. № S13. С. 26-29.
[1] Информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан.
[2] Аналитический обзор рынка Big Data. URL: https://habr.com/ru/company/moex/blog/256747/ (дата обращения: 25.09.2021).
[3] Анализ рынка Big Data от аналитиков Группы: как быстро растут большие данные. URL: https://delprof.ru/press-center/company-news/analiz-rynka-big-data-ot-analitikov-gruppy-kak-bystro-rastut-bolshie-dannye/ (дата обращения: 25.09.2021).
[4] Роскомнадзор выписал штрафов на миллион рублей за персональные данные. URL: https://rg.ru/2020/01/28/roskomnadzor-vypisal-shtrafov-na-million-rublej-za-personalnye-dannye.html (дата обращения: 25.09.2021).
[5] Как я нашел в публичном доступе исходники нескольких сервисов ФНС. URL: https://m.habr.com/ru/post/547272/ (дата обращения: 25.09.2021).
[6] Данные россиян из пропусков должны удалить за месяц, заявил эксперт. URL: https://ria.ru/20200526/1572019449.html (дата обращения: 25.09.2021).
[7] Роскомнадзор запросил информацию об утечке персональных данных абонентов "Билайна". URL: https://tass.ru/obschestvo/12407621 (дата обращения: 25.09.2021).
[8] "ДОМ.РФ" выявил утечку данных граждан, обращавшихся за кредитом. URL: https://www.interfax.ru/business/759471 (дата обращения: 25.09.2021).
[9] Сбербанк после утечки данных ввел жесткие правила работы с клиентской информацией. URL: https://www.interfax.ru/russia/692045 (дата обращения: 25.09.2021).
[10] Исследование «Особенности защиты конфиденциальной информации в финансовом секторе». URL: https://rt-solar.ru/analytics/reports/2254/ (дата обращения: 25.09.2021).