Опубликовано: 04.12.23 03:01

Принцип локализации данных - правовая основа национальной безопасности информационного рынка

Аннотация: в условиях развития информационно-телекоммуникационной сети Интернет происходит увеличение объема информационного оборота, активное развитие цифрового рынка. Современные правовые нормы не предоставляют эффективные механизмы контроля за информационным предпринимательством, что приводит к нарушению прав и свобод. Принцип локализации данных позволит сформировать правовую систему защиты участников информационного рынка. 

Ключевые слова: предпринимательство, информация, локализация, данные, локализация.

 

Информационно-телекоммуникационные технологии, как неотъемлемая часть жизни современного государства и общества является стратегическим направлением экономического, технологического и научного развития. Универсальность, эффективность информационно-технических разработок оказывает непосредственное воздействие на степень развитие различных отраслей экономики. Более того, в современных условиях развития IT сектора, применение информации и данных нацелено не только на улучшение, оптимизацию и модернизацию традиционных отраслей экономики (сельское хозяйство, металлургия, нефтеперерабатывающая промышленность и другие), но и является центральным место организации самостоятельного, нового экономического рынка – информационного.

Широкое распространение информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Интернет) и электронно-вычислительных систем любых видов (компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, умные телевизоры и другое) сформировало возможность по доступному и свободному созданию и распространению развлекательных, познавательных и научных информационных материалов с применением технологий указанной сети. В результате активной интеграции не только крупных промышленников, предпринимателей, бизнесменов в информационный рынок, но и отдельных физических лиц, существенно увеличивается общий объем информационного рынка и его финансовые показатели в целом. Применение информационных технологий и использование результатов информационного рынка представляется положительной практикой для сокращения издержек как для традиционной экономики, так и для виртуальной (цифровой/информационной). Однако, несмотря на многочисленные преимущества по сокращению издержек, предоставляемые информационными сетями, современный правовой подход к организации национальных рынков представляет угрозу для национальной безопасности Российской Федерации.

Как отмечается в п. 10 раздела III Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: «Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы». Распространение информационных технологий является закономерным процессом современности, в результате активного научно-технического прогресса. Однако работа, в области информационной безопасности представляется наиболее востребованной в связи с её новизной и огромной актуальностью для правоохранительных органов Российской Федерации, физических и юридических лиц, использующих информационные технологии в процессе своей деятельности. Внедрение новых вычислительных систем в повседневную жизнь усиливается эффект информационно-пространственной конвертации [1], в результате которой происходит бесконтрольная обработка огромных массивов данных об окружающем нас пространстве.

В современной правовой доктрине уделяется достаточно большое внимание вопросу безопасности персональных данных, представляющих наибольший интерес у информационных коммерческих компаний, например такими авторами как: Нефёдов Б.И. [2], Салихов Д.Р. [3], Нам К.В. [4] и другими. Получаемая информация о конкретном пользователе позволяет создавать «карту» его интересов, психологический портрет, определять его социальный и экономический уровень. Помимо этого, прорабатывается вопрос определения правовой природы Больших данных (с англ. Big Data), представляющие на сегодняшний день определенную угрозу национальной безопасности, в связи с отсутствием нормативной базы их регулирования. Более того, Большие данные достаточно часто обладают пограничным состоянием между простыми данными и персональными данными, в результате чего, дать надлежащую правовую оценку представляется затруднительным.

Однако, уделяя усиленное внимание исключительно персональным данным и Большим данным, акцентируя внимание на определенные виды информационных объектов не разрешается системный вопрос обеспечения все целой безопасности информационного рынка Российской Федерации, который заключается не только в коммерческом обороте персональных сведений о деятельности конкретных лиц, но и представляет собой оборот любой информации, информационной продукции (аудиовизуальные произведения, изображения, текстовые материалы, программное обеспечение различного вида использования и другое) на территории РФ. Именно этот вопрос встал наиболее остро в последние время.

В связи с нестабильной политэкономической обстановкой в мире, сложившейся в результате проведения специальной военной операции Российской Федерации на территории Украины, определенные зарубежные страны, являющиеся в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р недружественными государствами, осуществляют «подрывную деятельность» на информационном рынке Российской Федерации. Множество отечественных юридических и физических лиц потеряли полный или частичный доступ к информационной продукции в результате односторонних действий иностранных компаний, прямо противоречащих законодательству Российской Федерации. Например:

  1. Nintendo eShop – ограничен доступ к приобретенной и новой информационной продукции [5];
  2. Microsoft [6], Sony [7] прекратили продажи в собственных онлайн магазинах, органичен функционал игровых приставок компаний;
  3. Spotify полностью приостановили работу в России [8]. Наличие оплаченной подписки не позволит пользователям из России пользоваться онлайн-сервисом.
  4. EA [9], Ubisoft [10], CD Project RED [11] и другие компании, полностью прекратили продажу продукции на территории РФ;
  5. И многие другие цифровые магазины и информационные сервисы.

Массовый уход информационных компаний, отказ от возврата денежных средств физическим и юридическим лицам за не предоставленную информационную продукцию - является серьезным ударом по информационному рынку Российской Федерации. Некоторые компании, несмотря на наличие внешнеполитического давления со стороны государственных органов, заявили о временном прекращении деятельности на территории РФ и о желании будущего возвращения. Независимо от исхода, вернуться ли компании или нет на отечественный информационный рынок, стоит констатировать факт не только огромных экономических потерь, но и информационных. Потребители потеряли возможность приобретать как ранее распространяемые на территории Российской Федерации информационные продукты, так и готовящиеся к распространению, потеряли доступ к уже приобретенному.

Одним из эффективных способов обеспечения безопасности отечественного информационного рынка – нормативное закрепление принципа локализации данных. Автором [1] ранее предлагался механизм правовой локализации механизмов обработки персональных данных граждан Российской Федерации, однако изменяющиеся обстоятельства в цифровом сегменте экономики свидетельствуют о том, что отсутствие жестких механизмов физического контроля над всей информацией приводят к существенным злоупотреблениям контрагентов. Принцип локализации данных для предпринимательской деятельности в сети Интернет предполагает обязательное размещение вычислительного программного обеспечения, необходимого для функционирования цифровых магазинов и сервисов, а также информационной продукции, распространяемой на территории Российской Федерации на технической аппаратуре, расположенной на территории РФ. Аналогичный подход встречается в законодательстве Китайской Народной Республики [12]. В дополнение к принятому Федеральному закону от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», предусматривающего регистрацию юридического лица иностранными компаниями на территории Российской Федерации (на данный момент ограниченный перечень компаний), реализация принципа локализации данных в сфере информационного предпринимательства обеспечит правовые и технические механизмы решения следующих проблем:

  1. Минимизация угрозы информационной безопасности при обработке персональных данных на территории иностранного государства;
  2. Обеспечение информационной безопасности и стабильности информационного рынка Российской Федерации;
  3. Минимизация угрозы ограничения доступа к информационной продукции иностранными компаниями, в связи с её территориальным и постоянным размещением на территории РФ;
  4. Расширение и развитие информационно вычислительных комплексов на территории РФ, появление новых дата-центров;
  5. Устранение ограничений в области финансового оборота. Денежные средства, за информационные продукты перечисляются на счета юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ;
  6. Невозможность одностороннего прекращения договора в связи с наличием внешнеполитического давления на контрагента;
  7. Наличие возможности государственного технического контроля и управления информационной продукцией, размещенной на территории Российской Федерации. Возможность эффективно блокировать информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, современная парадигма организации правового и государственного контроля за развитием информационного рынка, или цифровой экономики в целом, представляется недостаточно эффективной. Размещение информации и информационной продукции, за пределами Российской Федерации не позволяет государственным органам надлежащим образом обеспечивать контроль над информационной продукцией, а также предоставлять эффективные правовые и технические механизмы противодействия незаконным ограничениям к иностранной информационной продукции. Принцип локализации данных способен разрешить вышеуказанные проблемы, стабилизировать и обезопасить информационное предпринимательство в Российской Федерации. Принцип локализации данных – ключевой принцип формирования новой информационной государственной политики.

Список литературы

1. Базаров А.А. Информационно пространственная конвертация, коммерческий информационный оборот – развитие рынка данных и его контроль локализацией // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021. Т. 11, № 6, С. 22-35.

2. Нефедов Б.И., Истомин Н.А. Особенности формирования межсистемных правовых образований для регулирования защиты персональных данных при их трансграничной передаче // Российский юридический журнал. 2021. N 2. С. 164-181.

3. Салихов Д.Р. Пандемия и персональные данные: как распространение новой коронавирусной инфекции бросает новые вызовы персональным данным // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 3. С. 46-50.

4. Нам К.В. Особенности развития правового регулирования оборота и защиты персональных данных // Вестник гражданского права. 2020. N 5. С. 73-89.

5. Доступность Nintendo eShop и магазина тем в вашем регионе [Электронный ресурс]. URL: https://www.nintendo.ru/-/Nintendo-Switch/-Nintendo-eShop--1379026.html (дата обращения 19.05.2022)

6. Microsoft приостановила работу в России [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/03/04/microsoft-priostanovila-rabotu-v-rossii.html (дата обращения 19.05.2022)

7. Sony прекратила продажи PlayStation и закрыла PlayStation Store в России из-за событий на Украине [Электронный ресурс]. URL: https://www.ixbt.com/news/2022/03/10/sony-playstation-playstation-store.html (дата обращения 19.05.2022)

8. Spotify приостанавливает работу в России - Часто задаваемые вопросы [Электронный ресурс]. URL: https://support.spotify.com/ru-ru/article/russia-service-suspended/ (дата обращения 19.05.2022)

9. Update on Electronic Arts titles in Russia and Belarus [Электронный ресурс]. URL: https://www.ea.com/news/update-on-electronic-arts-titles-in-russia-and-belarus?isLocalized=true (дата обращения 19.05.2022)

10. Ubisoft Stops Sales in Russia, Following Major Rivals [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-03-07/ubisoft-stopping-sales-in-russia-following-major-rivals (дата обращения 19.05.2022)

11. CD Projekt и Bloober Team приостановят продажу своих игр в России и Беларуси [Электронный ресурс]. URL: https://3dnews.ru/1061301/cd-projekt-i-bloober-team-priostanovyat-prodagu-svoih-igr-v-rossii-i-belarusi (дата обращения 19.05.2022)

12. Трощинский П.В. Цифровой Китай до и в период коронавируса: особенности нормативно-правового регулирования // Право и цифровая экономика. 2021. N 1. С. 44-58.