Опубликовано: 02.08.21 11:21

Защита прав человека в сети Интернет в рамках международного права

Аннотация. В данной статье автором рассмотрены вопросы защиты прав человека в сети интернет, а также акцентировано внимание на проблемные вопросы правового регулирования киберпространства в международном праве.

Благодаря научно-техническому прогрессу повседневная жизнь людей, общества и государства существенно изменяется и будет изменятся, в особенности в связи с активным развитием телекоммуникационной сети интернет. Можно с уверенностью говорить, что интернет не только идет попутно с жизнедеятельностью людей, общества и государства, но и активно её формирует, оказывая значимое влияние. В связи с этим, перед государствами возникает новый круг задач: регулирование правоотношений, возникающих за пределами нашего реального мира, таких отношений, которые располагаются в виртуальном пространстве, мире, определенном набором символов и цифр. Эта же задача появилась и в рамках международных отношений, так как сеть интернет не имеет определенных территориальных и узаконенных границ и существуют в любой точке мира.

Международное право не в первый раз сталкивается с результатами научно-технического прогресса. Стоит вспомнить два довольно ярких примера: 1) появление радиоволн, которые способны преодолевать огромные расстояние и беспрепятственно пересекать границы государств 2) выход человека в открытый космос. Телекоммуникационная сеть интернет (далее киберпространство) в данный момент находиться в свободном плавании и большинство правоотношений, которые складываются в этой сфере не подпадают под правовое регулирование международного права. Возникла необходимость обеспечить эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в рамках новой среды. Сегодня, некоторые аспекты по защите прав и свобод гражданина в сети интернет урегулированы национальным законодательством. Например, в Российской Федерации на законодательном уровне установлен запрет на распространение информации, которая наносит вред обществу, прежде всего несовершеннолетним (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.07.2012 N 139-ФЗ) [4]. Так же к этому списку можно отнести и Федеральный закон от 27 июля 2006 №152-ФЗ О персональных данных [5], который обязывается иностранные компании, собирающие данные пользователей, хранить их на территории Российской Федерации с целью обеспечения государственной безопасности и безопасности прав и свобод гражданина. В случае несоблюдения предписания закона интернет-сайт, сервис, вносится в реестр запрещенных сайтов с указанием причины его блокировки. Но не смотря на наличие национального законодательства, которое направлено на регулирование общественных отношений в сети интернет, защиту прав и свобод человека и гражданина, отсутствие международных правил и принципов регулирования киберпространства иногда приводит к тому, что государство, осуществляет контроль сети интернет для достижения своих, политических целей [8], даже с учетом того, что данные действия существенно ограничивают конституционные права и свободы граждан [9]. Например, на территории РФ произошли необоснованные блокировки средств массовой информации «Грани.ру» и «Ведомости», без указания страниц, на которых находятся материалы, противоречащие законодательству РФ. 

Не редко, говоря о киберпространстве, многие трактуют данный термин как – виртуальное пространство, сеть компьютерных связей и общественных отношений, не существующих в реальном мире. С технической точки зрения, данное определение является не совсем верным. Для зарождения и существования правоотношений в киберпространстве между пользователями необходимо наличие специального аппаратного обеспечения. Более того, любая такая информация участников сети физически переправляется на территорию другого государства и к тому моменту, когда она достигнет адресата, она способна преодолеть территориальное границы нескольких государств. Соответственно, говорить о том, что государства не имеют определенной юрисдикции в рамках сети интернет не верно. Оно не является аналогичным космическому пространству, в рамках которого ни одно государство не может осуществлять свой суверенитет в соответствии с нормами международного права. Определения компетенции государств – это вопрос комплексный. Необходимо взаимодействие государств как в рамках международного права, так и в рамках разработки технических средств защиты прав и свобод человека и гражданина. 

Поэтому, вопрос регулирования киберпространства, с целью защиты прав и законных интересов человека и гражданина зависит лишь от желания государств или международных организаций, участвующих в общем процессе регулирования новой сферы правоотношений. В рамках такого взаимодействия должны разрешаться вопросы готовности государств участвовать в таких программах, желание согласовывать конкретные меры и правила поведения, способы и рамки регулирования правоотношений в сети интернет. Можно уверенно говорить о определенных результатов в вопросе регулирования киберпространства с целью защиты прав и свобод человека и гражданина. В 2016 году Организация Объединенных Наций признала право на доступ в интернет одним из неотъемлемых прав человека [7].

Как уже было сказано выше, любые правоотношения, возникающие в киберпространстве, де-юре подпадают под юрисдикцию одного или нескольких государств, и не являются каким-то новым юридическим феноменом для международного права, хотя и носят определенную техническую специфику, которая создаёт определенные проблемы для международного права. Во-первых, это сама скорость создания международных норм. Техническое развитие киберпространства происходит существенно быстрее, чем появление новых норм международного права, направленных на регулирования сети интернет, будь то посредством подписания международных договоров, будь то путем разработки норм обычного международного права. В результате, международное сообщество всегда остается отстающим и успевает урегулировать лишь какие-то общие вопросы, а более сложные правоотношения, остаются за пределами международного права. Примером может послужить вопрос использования криптовалюты Биткоин. Во-вторых, не все государства участники международных правоотношений обладает достаточной юридической и технической базой для обеспечения эффективного регулирования киберпространства. Например, США, представлена такими многонациональными компаниями как Google и Microsoft, обладающие достаточными возможностями для выдвижения правовых инициатив по регулированию телекоммуникационной сети интернет, в отличии от малоразвитых стран. Данное обстоятельство оказывает влияние не только на возможность государств участвовать в рассмотрении вопросов регулирования международным правом киберпространства, но и демонстрирует, что определенные субъекты международного права попросту не обладают необходимыми механизмами для урегулирования таких вопросов хотя бы на национальном уровне. В-третьих, многие государства сегодня собирают подробную информацию о любом конкретном лице, которое действует в сети Интернет. Данное обстоятельство ставит довольно важный вопрос: применяются ли в киберпространстве признанные международным правом принципы в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а именно гарантии неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и достоинства; тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [3].

Как было сказано выше, регулирование прав человека в киберпространстве на сегодняшний день является важнейшей задачей международного права. Этот вопрос стал особо остро после публикации Эдвардом Сноуденом информации о глобальной слежке Агентством Национальной Безопасности США. Деятельность АНБ США нарушает право на неприкосновенность частной жизни, гарантированная ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее МПГПП). Несмотря на существование таких международных договоров как: Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера [1] и МПГПП [2], вопрос ответственности США за сбор данных о пользователях интернета остался в подвешенном состоянии. Так же, стоит говорить о том, что данные договоры не могут удовлетворить всем потребностям по защите прав и законных интересов человека и гражданина в киберпространстве в связи с их несоответствием современным тенденциям технического развития интернета. Данные акты были приняты в конце XX века и не могли предвидеть все аспекты дельнейшего развития виртуального пространства.

В связи с вышесказанным не удивительно, что Бразилия и Германия в 2014 году выдвинули на рассмотрения в рамках Организации Объединенных Наций вопрос о необходимости разработки международного акта о основных правах и свобод человека и гражданина в «Цифровом веке» [6].

Подводя определенные итоги, стоит сказать, что любая новая сфера правоотношений, появившиеся в международном праве требуют внимания со стороны сообщества государств с целью выработки и создания мер, механизмов их регулирования. А в рамках киберпространства наиболее важным элементом является защита законных прав и свобод человека и гражданина. На данный момент, мировое сообщество может полагаться лишь на общие нормы международного права и обычаи, которые не способны обеспечить эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в сети интернет.


Список использованных источников и литературы

  1. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121499/ (дата обращения: 27 сентября 2017).
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения 27 сентября 2017).
  3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 2010. 31 декабря.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 51-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 29 июля 2017 г.) // Российская газета. 2006.
  6. The Right to Privacy in the Digital Age [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/RegularSessions/Session27/Documents/A.HRC.27.37_en.pdf (дата обращения: 27 сентября 2017).
  7. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, Frank La Rue [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/17session/A.HRC.17.27_en.pdf (дата обращения: 27 сентября 2017 г)
  8. Базаров А. А. Проблемы государственно-правового регулирования сети интернет // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: Анализ, тенденции, перспективы: Сб. статей / Юго-Зап. Гос. ун-т. Курск.: 2017. С. 33.
  9. Президент разрешил блокировать сайты без санкции суда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/349726 (дата обращения 27 сентября 2017).