Опубликовано: 21.03.21 09:56

Законодательное регулирование электронной коммерции в международном праве

Как известно, научно-техническая революция оказала влияние на развитие всех сфер жизни общества. Главенствующее место, в развитии каждой отрасли, стали занимать информация и информационные технологии.
Развитие мировой экономики так же оказалось под влиянием процесса перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Начался процесс формирования нового вида “экономики”. Развитие информационно-телекоммуникационных технологий привело к выделению новой сферы экономических отношений – электронной коммерции.
Развитие электронной коммерции шло и идет быстрыми темпами. В 1971 и 1972 году, студенты Стэндфордского университета, используя Arpanet, приобретали семена марихуаны, конопли и других легальных и нелегальных наркотиков у своих партнёров из Массачусетского университета. 12 августа 1994 года была совершена первая покупка аудио компакт диска с использованием сети интернет [2]. И это не единственные случаи раннего проявления использования информационно-телекоммуникационных систем, оказавших влияние на развитие электронной коммерции.
Само понятие “электронная коммерция” в 70-е годы еще не существовало. Лишь двадцать лет спустя, в 1993 году, благодаря средствам массовой информации, понятие электронная коммерция (от англ. Electronic commerce) стало применяться в профессиональной литературе, для обозначения экономической деятельности, которая осуществлялась благодаря использованию компьютерных сетей. Именно середина 90-х годов стала основанием рассматривать данное явление не как исключение, а как норму [8]. В связи с этим многие ученые-правоведы начали ставить вопрос о создании унифицированного законодательства, позволяющего регулировать электронную коммерцию.
Проблемным местом, в вопросе правового регулирования электронной коммерции является то, что данный вид экономических отношений преимущественно носит международный характер. В связи с этим, для реализации эффективного правового регулирования электронной коммерции требуется разработка единого для всех государств понимания данного явления. В связи с тем, что на сегодняшний момент нет выработанного стандарта правового регулирования электронной коммерции, государства закрепляют лишь общие понятия, касающихся данной сферы: “электронная подпись” и “электронная сделка”, до того момента, пока не появится единое понимание термина “электронная коммерция” [4]. Наиболее эффективным способом, который бы позволил решить данный вопрос – это конвенционное регулирование электронной коммерции [9]. Издание стандартизированного правового акта, в котором бы разработали и закрепили основные положения действия и реализации электронной коммерции, и носящий общеобязательный характер оказал положительное воздействие на экономические отношения в сфере электронной коммерции.
Не смотря на отсутствия общеобязательного правового документа, регулирующего электронную коммерцию, сегодня, многие международные организации прикладывают усилия к работе по унификации данного правового явления. Лидирующую роль занимают: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организации (ВТО), Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Однако, в связи с самостоятельностью процесса теоретической разработки каждой организации, понятие электронная коммерция существенно отличается друг от друга:

  1. Согласно ОЭСР: электронная коммерция – это «… коммерческие операции, осуществляемые как юридическими, так и физическими лицами, основанные на обработке и передаче цифровых данных, включая текстовую, аудио- или видеоинформацию, через открытую сеть (подобную Интернету) или закрытые сети (такие как AmericaOnline или Minitel), которые могут подключаться к открытой сети» [3].
  2. В рабочей программе по электронной коммерции Всемирной торговой организации, электронная коммерция определяется как – производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств связи [5].
  3. В типовом законе «Об электронной коммерции» («Model Law on Electronic Commerce») 1996 г.), разработанном Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, уточняется, что понятие электронной коммерции должно толковаться в широком смысле, и обязано охватывать как договорные, так и не договорные отношения [1]. Она не должна ограничиваться лишь рамками купли-продажи, так как она охватывает специальный круг коммерческих сделок, которые заключаются с использованием электронных средств: сеть Интернет или специальные электронные сети.
  4. Европейская комиссия определяет электронную коммерцию как дистанционные услуги, обычно предоставляемые за вознаграждение электронным способом и по индивидуальному требованию получателю услуг.

Сложившееся разнообразие в методах и способах понимания понятия электронной коммерции не может обеспечить эффективную реализацию правовой деятельности и защиты участников электронной коммерции. В связи с этим, повсеместно стало явление саморегулирование электронной коммерции. Примером эффективного саморегулирования отношений в сфере электронного перевода средств, что в свою очередь является частью электронной коммерции (Electronic Funds Transfer, или EFS), является Общество всемирных межбанковских телекоммуникаций (SWIFT, SWIFT-BIC). SWIFT – специальная международная межбанковская система передачи информации и совершения сделок посредством электронных механизмов [7]. Еще одним известным примером является транснациональная компания Visa. На сегодняшний день, данная организация охватывает крупнейшие регионы мира – Азиатско-Тихоокеанский регион, Канаду, Центральную и Восточную Европу, Ближний Восток, Средний Восток и Африку, страны Западной Европы, Латинская Америка и Карибский регион, Соединенные Штаты Америка.
Довольно интересное место так же занимает американская компания ICAAN. Так, С.В. Бахин отмечает особое правовое положение этой компании – национальная корпорация является монополистом в сфере регистрации доменных имен в трансграничном пространстве [7]. Однако, не смотря на такое спорное правовое положение, именно благодаря ICAAN развитие сети Интернет сферы достигло таких высот. Это во многом результат работы данной организации. Постоянные конференции с представителями интернет-сообщества, бизнеса и государственных органов различных стран позволяет успешно развивать электронную коммерцию и интернет сферу в целом.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью говорить о том, что вопрос правовой регламентации электронной коммерции должен быть решен как в рамках международного права, так и в рамках национального. Наиболее успешным методом решения данного вопроса является взаимодействие всех организаций, разрабатывающих правовые модели нормативно правовых актов о электронной коммерции (ВТО, ОЭСР, комиссия ООН по праву международной торговли), с организациями, занимающимися саморегулированием своей деятельности в рамках электронной коммерции (SWIFT, Visa, ICAAN). Помимо правового регламентирования электронной коммерции, не стоит забывать тот факт, что электронная предпринимательская деятельность протекает в рамках виртуального пространства. В связи с этим, стоит помнить, что программное обеспечение, а точнее, специальные программные коды способны помогать осуществлять как правовое, так и техническое регулирование электронной коммерции. Данное взаимодействие позволит создать максимально эффективный, комплексный институт (электронной коммерции), сочетающий в себе правовые и технически начала.

Список использованных источников и литературы:

  1. Типовой закон об электронной коммерции Комиссии ООН по праву международной торговли 1996 г., утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 51/162 от 16.12.1996 // Издание Организации Объединенных Наций. – 2006. – С. 75.
  2. Peter H. L. Attention Shoppers: Internet Is Open // The New York Times. 1994. URL: http://www.nytimes.com/1994/08/12/business/attention-shoppers-internet-is-open.html (дата обращения: 22.04.2016)
  3. OECD Policy Brief No. 1-1997: Electronic Commerce. Organization for Economic Co-operation and Development. Retrieved March 7, 2000 on the World Wide Web: [Электронный ресурс] Official site «Organization for Economic Co-operation and Development». Режим доступа: http://www.oecd.org/publications/Pol_brief/9701_Pol.html
  4. Sec. 1104 (3) of the Internet Tax Freedom Act, Public Law 105 - 277 of October 21, 1998.
  5. WT/MIN(98)/DEC/2, 25 May 1998, (98-2148), Ministerial Conference, Secon Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // [Электронный ресурс] Official site «World Trade Orgsnization». Режим доступа: http://www.wto.org/english/tratop_e/ecom_e/wkprog_e.htm. 
  6. Бахин С.В., Зажигалкин А.В. Правовые проблемы регулирования электронной коммерции: альтернативы конвенционному регулированию. Часть I // Журнал международного частного права. 2006. № 53. С. 6.
  7. Бахин С.В. Влияние технологий на современное международное право // Современное международное частное право в России и Евросоюзе: монография. Книга первая / под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Лисицына-Светлакова, А. Трунка. М., 2013. С. 128.
  8. Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория [Электронный ресурс] Электронный портал «E-commerce law». Режим доступа: http://ecommercelaw.ru/elektronnaya-kommerciya-kak-pravovaya-kategoriya.html
  9. Зажигалкин А.В. Конвенционное регулирование в сфере электронной коммерции [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.news/pravovoe-regulirovanie-mejdunarodnoe/konventsionnoe-regulirovanie-sfere-elektronnoy-14974.html
  10. Скиба О. Д. Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 58-62.