Аннотация. В данной статье автором рассматриваются современные проблемы Конституции Российской Федерации, а также пути их решения. Рассматривается необходимость реформирования Конституции РФ или принятия нового Основного Закона государства.
Ключевые слова: конституция, права, свободы, реформа, проблемы, решения, социальное государство, социальное обеспечение, социальная защита, учредительное собрание.
Понятие конституция пришло к нам из истории Древнего Рима и в переводе с латыни означает “устройство”. Первыми конституциями в древнем мире выступали специальные учредительные законы в древнегреческих полисах и указы царя Сервия Туллия в Риме. Современное понимание конституции зародилось с принятием Конституции США 1787 года, а также Конституции Франции 1791 года.
В современной трактовке, под конституцией понимают – основной закон государства, который обладает наивысшей юридической силой в правовой системе, определяющий основы экономического, политического и социального развития. Наличие конституции характерно для многих демократических государств, так как в основном законе страны закрепляются его основные демократические начала, права и свободы человека и гражданина, взаимодействие общества с государственной властью, обязанности государства, и многое другое. Принятию Конституции РФ 1993 года предшествовали бурные, во многом драматические события.
В истории развития мирового и отечественного конституционализма существует яркий пример наличия «самой демократической конституции», но в довольно недемократическом государстве – Конституция СССР 1936 года. На протяжении всего XX века в СССР развитие конституций, де-юре, шло по демократическому пути: закреплялись права, свободы граждан СССР и гарантировалась их защита государством; гарантировалась социальная защита незащищенным слоям населения. Но сформировавшийся идеологический режим СССР лишь декларировал демократические основы и де-факто не планировал их реализацию на практике. В связи с этим, можно уверенно сказать, что реальное демократическое конституционное развитие России началось лишь с принятием пятой конституции – Конституции Российской Федерации 1993 года.
В промежутке с декабря 1991 года по декабрь 1999 года, Российской Федерации пришлось пережить фактически две войны, один расстрел парламента, два дефолта, один из которых оказал сокрушительное влияние на экономику России и вызвал гиперинфляцию в размере 2500%. За период практически в десять лет промышленный спад нашего государства составил 60%, а падение ВВП – 50%. Колоссальные демографические потери России превысили 8 миллионов человек [2, С. 46]. Помимо этого, на протяжении десяти лет произошло огромное количество природных катаклизмов, техногенных и иных катастроф, гигантский рост преступности, который составлял в середине 90-х гг. примерно 10-12 млн. преступлений в год [3, С. 12].
Новый основной закон государства избавился от идеологической направленности прошлого, перешел на новую трапу развития – создание правового и демократического государства. Но принятие новой конституции проходило в период политического, экономического и социального кризиса и связи с этим, она впитала в себя многие проблемы того периода, которые до сих пор не решены.
Основная проблема современной Конституции Российской Федерации, на наш взгляд, заключается в фиктивности её некоторых норм. Ярким примером может послужить ст. 10 Конституции РФ, закрепляющая систему разделения властей. Многие правоведы, на протяжении всего времени существования Конституции РФ отмечали, что Президент РФ находиться за пределами трех ветвей власти. Это безусловно вносит дисбаланс, как в саму систему разделения властей, так и в правовую систему в целом. Находясь за пределами всех трех ветвей власти, он в тоже время наделен огромными полномочиями в законодательном процессе, в сфере исполнительной власти. Президент РФ самостоятельно назначает и представляет списки российских судей (ст. 83 и ст. 128 Конституции РФ) [1], тем самым имея влияние в судебной ветви власти. Помимо этого, нерешенность проблемы правового положение Президента РФ в системе разделение властей вызывает коллизию - на основании ст. 10 Конституции РФ закрепляется система разделения властей (три ветви власти), которые осуществляются четырьмя независимыми системами органов, на основании ст. 11 Конституции РФ.
Еще одним примером фиктивности норм Конституции является вопрос реализации Главы 2 Конституции РФ – основные права и свободы граждан и система их гарантий. Федеральные законы часто противоречат закрепленным в данной статье нормам, например: Федеральный закон №155-ФЗ от 22.07.10 “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”, и нарушающим статью 19, пункт 1 Конституции РФ, а именно статья 1, пункт 1, вводящие отягчающие обстоятельства для сотрудников органов внутренних дел [4]. Статья 49, пункт 2, Конституции РФ фиксирует то, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, но данное право нарушается в КоАП РФ, статья 1.5, пункт 3, где так же говориться о том, что лицо не обязано доказывать свою невиновности, но с примечанием, что данное право у личности “отбирается” в определенных случаях [5]. Список, подтверждающий фиктивность Главы 2 Конституции РФ не ограничивается лишь приведенными выше примерами. Данный вопрос широко освещается в юридической литературе [6].
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). На основании данной статьи можно с уверенностью говорить, что основной целью нашего государства является создание обеспеченного общества, где каждый гражданин успешен как в материальном, так и в духовном плане. Но на практике реализация данной цели оставляет желать лучшего.
Социальное обеспечение в Российской Федерации составляет около 5-10% от ВВП, в то время как, например, в Бельгии и США, эти показатели составляют 31% и 26% соответственно. В последнее время, из-за нестабильности Российской экономики, возник ряд проблем, касающихся соц. обеспечение: 1) государство, стараясь сохранить государственные средства, сокращает расходы бюджета, включая социальную сферу, в связи с этим во многих субъектах у пенсионеров отбирают льготы [7] 2) уровень инфляции в Российской Федерации за 2015 год составил 12%, против 0,7% Европейского союза [8], что приводит к быстрому обесцениванию денежных накоплений населения 3) уровень бедности в РФ стремительно начал растить и 15% населения (около 20 млн. человек) оказалось за чертой бедности, и не стоит забывать о части населения, которые «живут около» черты бедности [9].
Помимо этого, стоит так же отметить постоянное прощение долгов иностранным государствам Россией за последние 5 лет. Сумма списанных задолженностей составила 44$ млрд. Данные средства можно было использовать в качестве финансирования социальных проектов: закупка медицинского оборудования, переиндексация пенсионных выплат, ремонт дорожных покрытий, ремонт аварийных жилых помещений, помощь малоимущим и многое-многое другое. Складывается впечатление, что на данный момент, несмотря на декларирование социальной направленности государства, главными интересами все же остаются государственные, а социальные второстепенны.
Перечень упомянутых выше проблем Конституции Российской Федерации не является исчерпывающим. Современной Конституции требуется скорейшее реформирование, а возможно и принятие новой конституции, так как вносить изменения в Главу 2 Конституции запрещено. Но и принятие новой конституции, на данный момент, практически не возможен. Для пересмотра или принятия новой конституции требуется созыв Конституционного Собрания, который займется реформированием Основного Закона государства. Но не существует федерального конституционного закона, который бы регламентировал, как собирается данный орган, из кого он состоит, какие полномочия ему гарантируются.
Ссылаясь на ч. 1 Конституции Российской Федерации, можно выдвинуть иной способ реформирования текущей Конституции или принятия новой Конституции РФ – Созыв учредительного собрания. Данный метод принятия или реформирования Конституции подтвердил бы, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Демократическая направленность данного способа позволила бы учесть интересы, идеи и предложения всех слоев населения и позволил бы избежать политической борьбы, при которой принималась Конституция РФ в 1993 году.
Список использованных источников и литературы
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Сборник документов и материалов специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации и их рассмотрения Государственной Думой 13-15 мая 1999 г.
- См. МВД РФ. О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях. Аналитические материалы. – М., 1997. Разуваева Н.Н. Криминализация. Теневые аспекты российской действительности. – М., 1999.
- Авдеенкова М.А., Дмитриев Ю.А. Понятие основ правового статуса человека и гражданина. // Право и жизнь. - М., 2004. №2.
- Базаров А.А. Некоторые пробелы правового статуса личности в России. // Права человека: история, теория, практика. – Курск., 2015.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997. С. 162-221; Бондарь Н.С. Права человека в теории и практике российского конституционализма. \\ В сб. Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). С. 201.
- http://www.kuban.kp.ru/daily/26476.7/3345200/
- http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/ind-zen25.html
- https://lenta.ru/news/2016/02/26/poor/